Игры

Рубрика: Отношения | Автор: | 27.09.2014, 14:32

Игры

Игры в которые играют люди

Под этим Э. Берн понимал шесть основных способов людей проводить свое время: избегание, ритуалы, «времяпровождение», деятельность, игры, близость (интимность) . По его мнению, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека Когда люди оказываются в ситуации, в которых им не навязывается какой-то определенный план, то у них возникает вопрос: «А чем мы будем заниматься?». В конце концов, человек решает для себя этот вопрос и ведет себя в соответствии с одним из шести видов структурирования времени. При этом интенсивность поглаживаний возрастает по мере движения от избегания к близости. Также возрастает степень психологического риска, которая касается непредсказуемости поглаживания. Наиболее подробно Э. Берн рассматривал такой вид структурирования времени как игра .

«Игры, в которые играют люди»

Игрой Э. Берн называл серию следующих друг за другом скрытых дополнительных ТА с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющиеся, порой однообразные, ТА, внешне выглядящие вполне правдоподобно, но обладающие скрытой подоплекой. Это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Я-состояние Взрослого игрока не сознает всю последовательность трансакций. Во время скрытой ТА участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое.

Игра не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Выигрышем может быть очередной пинок от руководителя, грандиозный семейный скандал и даже самоубийство. Э. Берн рассматривал, прежде всего, бессознательные игры, в которые люди играют, не отдавая себе в этом отчет. Выигрыши могут быть как этапами, так и финалами игр. Игры, затянувшиеся на много лет, превращаются в судьбу. В своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн описывает более ста игр.

Типичный пример игры — «Если бы не ты». Миссис У. жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После прохождения терапии муж стал ей больше разрешать. Миссис У. могла теперь расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от этой затеи. Такое открытие частично обнаружило структуру ее брака. Выбрав в качестве мужа тирана, миссис У. избавляла себя от страхов, но при этом она всегда могла ему сказать: «Без тебя я могла бы …».

Формула игры по Э. Берну следующая: приманка плюс уловка приводит к ответу, переключению, удивлению и расплате. Более подробно это выглядит следующим образом. Предполагаемая во всех играх «приманка» срабатывает лишь тогда, когда есть слабость, на которую она рассчитана. Кроме этого, должен быть какой-то «крючок», ухватившись за который можно вызвать отклик у другого игрока. Это может быть зависть, жадность, сентиментальность, вспыльчивость и т. п. Уловка — это психологическая трещинка в человеке, который позволяет себя «зацепить».

Как только приманка схвачена, игрок начинает тянуть за «крючок», что бы получить свой выигрыш. Партнер смущен или недоумевает, пытаясь осознать, что же такое с ним произошло. Когда игра заканчивается, каждый получает свои «выигрыш» («расплату»), который обычно бывает взаимным. Часто эти расплаты влекут за собой отрицательные чувства или «напряжения» типа гнева или депрессии. Накапливание чувств напряжения Берн сравнивает с коллекционированием «торговых марок», которые можно однажды обратить в наличность посредством развода или попытки самоубийства. «Выигрыш» необходим человеку для поддержания психического или соматического равновесия, для снятия напряжения, ухода от психологически трудных ситуаций, сохранения привычного статуса, получения ожидаемых поощрений. Он заключается в чувствах, переживаниях, связанных с подтверждением своей жизненной позиции, возбуждаемых игрой, как в активном игроке, так и в его партнере.

Неприятные чувства, испытываемые людьми во время игры, называются ШАНТАЖОМ. Это хронические, стереотипные реакции человека. Шантажу учат родители своих детей, когда говорят: «Ты меня злишь, когда хлопаешь дверью», «Ты нервируешь меня своим свистом», «Я так беспокоюсь, когда так поздно нет дома». Таким образом, ребенку сообщают, что он несет ответственность за родительские чувства. Он вырастает с искренней верой в то, что заставляет людей чувствовать. А спрашивал ли он себя, о чем беспокоились, за чего нервничали и злились родители до его появления на свет?

Комментарии